Банда мохнатых захватывает Сан-Франциско, Джеймс Франко жмет руку Ч. Дарвину, Организации защиты прав животных ликуют. Так можно оценить заслуги создателей картины «Восстание планеты обезьян». Вообще, фильмы такого рода – редкость. Картина сочетает в себе не только экшн и яркие спецэффекты, но и заставляет задуматься над серьезными вопросами.

Стоит вспомнить, что «Восстание планеты обезьян» — это приквел оригинальной франшизы «Планета обезьян» 1968 года. В серию вошли следующие картины: «Под планетой обезьян»(1970 год), «Бегство с планеты обезьян»(1971 год), «Завоевание планеты обезьян»(1972 год), «Битва за планету обезьян»(1973 год). Есть и более поздний ремейк Тима Бертона 2001 года «Планета обезьян» в главной роли с Марком Уолбергом. Все фильмы созданы по мотивам одноименного бессмертного произведения Пьера Буля, которое автор написал в далеких шестидесятых годах. Будучи под впечатлением от войн и недавно разрешившегося Карибского кризиса, писатель поставил человечеству неутешительный диагноз: абсолютная бесчеловечность. И, как вывод из этого, передача полномочий и прав называться «царем природы» — разумным обезьянам. Стоит отметить, что в отличие от предыдущих адаптаций, где борьба с разумной мохнатой братией была лишь увлекательным аттракционом, новая версия по мысли наиболее близка к оригиналу.
В ленте Руперта Уайатта ученый по имени Уилл Родман, роль которого исполнил номинант на премию «Оскар» (фильм «127 часов», Д. Боил) – Джеймс Франко, пытается найти лекарство от болезни Альтцгеймера, которой страдает его отец Чарльз (Джон Литгоу). Но, тестирования нового препарата на обезьянах дают неожиданный результат: одна из подопытных "№9" начинает проявлять редкие умственные способности. Под действием препарата уровень интеллекта испытуемых растет. Но, в результате агрессии и нападения столь ценный экземпляр уничтожен. Владелец фармацевтической корпорации Стивен Джейкобс (Дэвид Ойеолоу) проект ученого прикрывает, вот тут-то и начинается история будущего вожака новой ступени эволюции – Цезаря (Энди Серкис).
Цезарь – это детеныш обезьяны, той самой "№9", на которой успешно проводили эксперименты. И, как результат: его умственные способности тоже поражают воображения ученого. Эксперимент закрыт, а значит, Цезарь никому не нужен, никому кроме героя Д. Франко. И тот забирает его к себе, растит и радуется высокому интеллекту питомца. Конечное же, для того чтобы Цезарь задался вопросом кто он есть на самом деле и каково его предназначение ему нужно выйти из его стерильной обстановки дома. Так и происходит, и только, когда из нежных и любящих рук ученого Цезарь попадает в агрессивную обстановку приюта для животных происходит его становления как лидера.
А затем у зрителя должен возникнуть вопрос: за кого он? За своих двуногих собратьев, ни смотря, ни на что? Или же сочувствуете Цезарю? Вот тут возникает та самая двоякость отношения к героям фильма, которая не проходит и после окончания ленты.
После «Аватара» Джеймса Кэмерона и последних «Трансформеров» Майкла Бэйя конечно, сложно чем-то удивить на уровне спецэффектов. Но, иногда, такой масштабности и не требуется. А требуется грамотное использование цифровых технологий. Уже и так ясно, что главные герои картины «Восстание планеты обезьян» — не люди, а приматы. В отличие от фильма Тима Бертона в новой ленте для создания постепенно эволюционирующих обезьян использовались цифровые технологии, а не грим. И герои получились яркие, индивидуальные. Ведь, по сюжету приматы все же еще больше животные, чем разумные существа и, поэтому, даже при самом виртуозном гриме, вряд ли бы. удалось достичь такого же результата. Да и создание полноценных цифровых персонажей в Голливуде уже поставлено на поток. С «Кинг-Конгом» Питера Джексона этот трюк прошел на ура, кстати, роль Кинг-Конга исполнил Э. Серкис.
Руперт Уайетт новичок среди режиссеров блокбастеров и за его плечами нет многомиллионных картин. Есть довольно интересный по сюжету и психологии фильм «Побег из тюрьмы», который был отмечен на фестивале в Санденс. Почему ему доверили оживление франшизы? Потому что нужен было новый подход, как когда-то нолановский для «Бэтмана». И его переосмысление отправной точки истории разумных обезьян действительно смотрится интересно, так что можно сказать, что многомилионный дебют англичанина Р. Уайатта удался.
Интересно, как скоро Голливуд все же станет всерьез воспринимать актеров, создающих персонажей с помощью технологии «Motion capture»? И на «Оскаре» выгравируют надпись «за лучшее исполнение роли цифрового героя». По праву, первая статуэтка должна будет достаться Энди Серкису, ведь в его послужном списке самые интересные персонажи от Горлума из «Властелина колец» до уже упомянутого «Кинг-Конга», а теперь вот, и Цезарь прибавился.
Цезарь выгодно отличается от всех вышеуказанных потому что – он главный персонаж. Это действительно сложный герой и на протяжении картины мы видим его развитие. Примат постепенно проходит этапы становления настоящей личности и у Э. Серкиса получается донести эту мысль до зрителя. Главные средства выразительности актера – глаза и пластика. Этот взгляд на протяжении всего фильма рассказывает о многом: тоске по дому, обиде, потерянности и постепенном осмыслении своего места. Этот взгляд иногда пугает, он еще долго будет преследовать после просмотра картины. Но при этом, мы не забываем о животных инстинктах Цезаря, ведь они все еще довлеют над ним. Цезарь, все же. существо больше от природы, нежели от общества. Но животную злобу в нем впервые вызывает именно человек, и злоба эта не беспричинная, а попытка защитить близкого. Мы можем наблюдать процесс эволюции в течении картины. Поэтому, весьма символичен момент, когда осанка Цезаря становится ровной и все приматы встают на две лапы. Они стали эректус — прямоходящими. Конечно, кому-то может показаться, что взаимоотношения в питомнике слишком очеловечены, слишком ярко проступают грани антропоморфности. Но разве такую узнаваемость стоит считать недостатком? По-моему, она позволяет нам оценить героев, найти какие-то точки соприкосновения с их миром. Так возникает история мести примата Якоба, измученного экспериментами, руководителю корпорации Джейкобсу. Директор фармацефтической компании –яркий пример отрицательного героя, он воплощает в себе желание наживы любой ценой, столь привычное для нашего времени.
Можно сказать, что персонажи-обезьяны получились намного ярче и рельефнее героев человеческих. Хотя, в исполнении Джона Литгоу отец ученого вызывает искреннее сочувствие, он переживает трагедию от разрушающего действия болезни. Его эмоциональность, некоторая беспокойность и потерянность заставляют сопереживать. Что-то его роднит с Цезарем намного больше, чем того же Уилла. И Цезарь, и Чарльз беззащитны, как маленькие дети. Но их пути идут в диаметрально противоположных направлениях. Отправной точкой движения судеб героев становится момент приема лекарства.
В отношении Цезаря и Уилла Родмона есть весьма символический атрибут, это поводок. Если изначально он не причиняет никаких проблем обезьяне, то постепенно Цезарь осознает, что Уилл держит его подобно собаке, как домашнего питомца, и это задевает чувства разумного примата. Осознавая насколько сам Цезарь и ученый- разные, он задается важным вопросом: «кто я?» Такой же вопрос звучал из уст Сонни — робота в фильме «Я, робот» 2004 года. Истрии их судеб во многом перекликаются.
Персонаж Франко, как когда-то А. Д. Сахаров, оценит разрушительную силу своего детища не сразу. Водородная бомба А. Д. Сахарова стала одним из самых страшных в истории человечества изобретением. В своих мемуарах он горько сожалел о совершенном открытии и думал, что оно послужит для блага. Мы знаем, к чему приведет случайное открытие Уилла Родмона, он — нет. И подобно, большинству ученых, он до конца не отдает себе отчета в содеянном. Его пример вновь воскрешает забытый на время вопрос: готовы ли мы — человечество осознать и нести в полной мере ответственность за содеянные нами поступки? Ответ на этот вопрос фильм дает не утешительней, впрочем, как и большинство фантастических лент, посвященных судьбе homo sapiens.
Начинается картина как научная фантастика больше камерного характера, которая вполне могла бы перерасти в драму о судьбе отщепенца, чужеродного существа. Таким был «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Эдвард руки-ножницы» Тима Бертона. Но, постепенно, сюжет картины развивается, принимает более масштабные размеры: захват и разгром лаборатории, автокатастрофы, разрушенные здания, железные копья из оград пробивающие крыши полицейских машин. Все смотрится эффектно. Эпизод, когда ни о чем не подозревающее человечество занимается своими делами, а тем временем, подобно дождю начинает сыпаться с деревьев листва. Волной проносятся по кронам деревьев стаи обезьян, угроза витает в воздухе. Кульминацией становится момент вооруженного конфликта между обретшими разум обезьянами и людьми на мосту Золотые ворота. Конечно, в какой-то мере это выглядит неубедительно, даже смешно и исход битвы, казалось бы, предрешен. Но смотреть на такое неравное противостояние, как минимум, интересно.
Что произойдет в дальнейшем нам остается гадать, можно точно сказать лишь одно. Искусственно поумневшие обезьяны – это не единственное последствие действия лекарства доктора. Здесь нет такого яркого противопоставления между регрессом человеческого мира и очень быстрым прогрессом обезьяньего сообщество. Но, есть одни персонаж, который воплощает в себе эти черты. Сосед Родмана с его страхом и агрессией. Он олицетворяет всю жестокость и недалекость человечества по отношению к неизведанному. И все же, эта история больше рассказывает об отвоевании свободы, нежели порабощении человечества, и в таком виде она не совсем стыкуется с остальными картинами из серии. Остается только домысливать или ждать. Так как режиссер Руперт Уайетт уже высказывает свои надежды на продолжение истории.
Это сказ про то, как человек сделал из обезьяны очень умную обезьяну, а сам остался в дураках. Очки больше для мартышки не являются проблемой, теперь она и сама может сделать пару таких. За время существования кинематографа зрительскому глазу представали сотни и тысячи различных сценариев собственного уничтожения: пандемии, агрессивные пришельцы, глобальные катаклизмы и прочие надуманные и не очень вариации. Не новость и то, что человек вам себе враг. И, подчас, его благие намерения приводят совсем не туда, куда хотелось бы. Вот и героев фильма «Восстание планеты обезьян» добрые начинания привели к двоякому результату.
И, когда будете возвращаться домой, не забудьте оглядеться по сторонам, быть может, где-то там притаилась пара зеленых глаз, которая ждет удобного момента и теперь готова не защищать свою свободу, а отобрать вашу...
Дарья Новикова.