Предыстория ленты о героическом подвиге эллинов сдвинулась с мертвой точки. У приквела «300 спартанцев» определился режиссер. Счастливчиком стал уроженец израильского происхождения Ноам Мурро. Собственно, по-другому быть и не могло, учитывая занятость создателя первой части фильма – Зака Снайдера до 2013 года. Из работ новичка можно отметить, разве что, фильм «Умники» 2008 года с Деннисом Куэйдем и Сарой Джессикой Паркер в главных ролях. Весьма ироничная камерная мелодрама о преподавателе университета, отце-одиночке, который, вроде как, и умный человек, но весьма угрюм и нелюдим, а от того несчастен. Ситуация меняется, когда он встречает свою бывшую студентку, а ныне врача. Фильм стал участником фестиваля в Сандэнс, что уже говорит о не банальном сюжете и довольно интересном «лавировании» на грани драмы, комедии, мелодрамы. Н. Мурро может похвастаться большим опытом съемок рекламных роликов. И не простых. А таких, за которые дают «Каннских львов». На его счету две статуэтки. Многие ныне знаменитые режиссеры Голливуда прокладывали себе дорогу через тернистый путь рекламного бизнеса. О Дэвиде Финчере, снявшем не один десяток рекламных роликов, до сих пор ходят легенды.
Как известно, спартанцы своих не бросают, поэтому в «опекуны» Ноами Мурро назначен создатель оригинальной ленты З. Снайдер. Пять лет назад, сразу после выхода «300 спартанцев» планировалось, что в режиссерское кресло продолжения ленты, которая с течением времени превратилась в предысторию, сядет сам З. Снайдер. Фрэнк Миллер-создатель оригинального комикса, к тому времени напишет новое произведение. В 2008 году режиссер с автором даже набросали некоторые идеи: был написан сценарий и начаты подготовки к разработке. Затем З. Снайдер соблазнился «Хранителями» (что, как мы знаем, стало не очень хорошей идеей), а через год искушение «Суперменом» от К. Нолана вряд ли бы кто-то смог преодолеть и он не смог.
На студии «Warner Bros» больше ждать не хотели и, закрепив за фильмом режиссера первой части в качестве продюсера, начали поиски нового воплотителя для миллеровоской новеллы. В феврале этого года, предполагалось, что руководство столь кровавой и яркой по стилистике картиной должно достаться режиссеру со схожим почерком, такому как Гай Ричи. Ведь, не каждый захочет намеренно делать ленту с рейтингом «R», как сам З. Снайдер. Плюс, к этому моменту, режиссер уже успел себя хорошо зарекомендовать в Голливуде блокбастером «Шерлок Холмс», вышедшим в 2009 году. Затем откуда не возьмись, возникли имена таких режиссеров, как Жауме Серро и Ноам Мурро. Первый из претендентов известен по лентам «Неизвестный» с Л. Нисеном в главной роли и фильму ужасов «Дитя Тьмы» 2009 года. Кому достался исторический боевик уже узнали.
А что же сам будущий фильм? Как и было обещано в 2008 году, Фрэнк Миллер написал новый графический роман «Ксеркс». История разворачивается за 10 лет до событий первой части. Главный герой – Фемистокл, военноначальник и основатель морского флота Греции. Параллельно развивается история царя персов Ксеркса, его поисков божественного начала и в итоге становления как «Бога на земле». Развитие событий начинается с битвы при Марафоне, в которой отец Ксеркса – Дарий получает смертельные раны и умирает. Перед смертью отец дает сыну наставление, чтобы тот никогда не нападал на эллинов, ибо покарать их может только бог! Заканчивается история морским сражением. Последующие события излоены в комиксе «300 спартанцев».
Так же, в «Ксерксе» есть и камео: для царя Леонида, предателя Эфиальта. Название картины, видимо, еще тоже не определено, потому что за последнее время оно менялось несколько раз. Изначально фильм, как и роман, планировалось назвать «Ксеркс», сегодня название ленты звучит как «300 спартанцев: битва при Артемисии».
Очевидно, что Джерарда Батлера в главной роли нам не видать, увидим ли мы его в эпизодической роли? Было бы приятно. Роль царя Леонида моментально сделала из актера звезду. Сегодня он занят в картине «Проповедник с пулеметом», основанной на реальной истории бывшего заключенного. Новый герой Дж. Батлера -Сэм Чайлдерс, который отсидев срок, становится примерным прихожанином церкви. После миссионерской поездки в Судан Сэм обустраивает приют для африканских детей-беженцев и становится на их защиту с оружием в руках от боевиков Господней армии Сопротивления. И для Чайлдерса идея защиты превращается в одержимость…
Это не первый персонаж актера, который отстаивает справедливость не праведными методами, стоит вспомнить его жертву-маньяка-мстителя из фильма «Законопослушный гражданин». Так же на пути к экранам у актера еще один проект «Кориолан» — режиссерский дебют актера Рэйфа Файнса, который мы тоже увидим в этом году.
Исполнит ли роль царя Ксеркса Родриго Санторо, игравший «Бога на земле» в первой части? Если Вы не припоминаете его мордашку, то замечу, что лицезреть красавца можно было во второй части фильма «Ангелы Чарли: только вперед» 2003 года или в романтической комедии «Реальная любовь». А еще его почти каждый день можно увидеть по телевизору в рекламном ролике духов «Шанель № 5» в паре с Николь Кидман. Кстати, снял этот ролик режиссер Баз Лурман. Пришел актер в Голливуд из бразильских сериалов, не хотелось бы так и отпускать его обратно, ни с чем. Поэтому, остается лишь надеяться.
А пока мы надеемся и верим в новое трио Миллер-Снайдер-Мурро неплохо бы и освежить память относительно того, чем же нам так полюбились «300 спартанцев».
2006 год — «300 спартанцев».
За основу фильма взята работа легендарного автора графических романов Фрэнка Миллера и колориста Линн Варли. В оригинале название романа звучит как просто «300», слово «спартанцы» — результат творчества наших прокатчиков. Руке и уму Ф. Миллера принадлежат истории появления таких новелл в стиле нуар, как «Сорвиголова», «Электра», «Бэтмен: Черный рыцарь возвращается» и многие другие. За год до спартанцев вышла экранизация еще одной его работы «Город грехов», за режиссуру которой отвечали Р. Родригес И К. Таррантино. Притом, что для экранизации комиксов очень важно сохранение визуальной стилистики произведения черно-белый «Город грехов» с редкими вкраплениями цвета и яркие, контрастные «300 спартанцев» по своей стилистике произведения разные, впрочем, как и по духу. Миллеровских «спартанцев» ругали за искажение реальных фактов и представление персов, как каких-то фантастических монстров. Но такого рода высказывания не помешали автору получить за роман престижные награды «Эйснера» в номинациях «Лучшая серия», «Лучший автор и художник», «Лучший колорист». Работа над фильмом началась в 2004 году, а до наших экранов гордый народ спарты добрел в 2007 году.
«300 спартанцев» — это вольное изложения исторических событий греко-персидской войны 5 в. до н.э. История сконцентрирована на сражении спартанских воинов при Фермопилах во главе с царем Леонидом против персидской армии Ксеркса.
В 480 году до н.э., когда началось вторжение персов в Грецию царь Леонид и его войско выступают на защиту Священных ворот (Фермопольское ущелье) Греции. В Фермопилах спартанский предводитель отвергает помощь местного горбуна Эфиальта, который впоследствии предает эллинов.
Во время многочисленных атак персов спартанцам удается выстоять. На переговорах Леонид отвергает предложение персидского царя покорится и «понести боевое знамя Ксеркса в самое сердце Европы». Персы вновь идут в атаку, но все их усилия тщетны. Вот тогда, и появляется Эфиальт с рассказом о том, как окружить спартанцев. Даже узнав о предательстве, Леонид не отступает. Далее, следует финальная битва в которой спартанский предводитель идет на уловку: после очередного предложения склонить голову перед Ксерксом Леонид разоружается и становится на колени, но только затем, чтобы поразить «Бога на земле» в следующий момент копьем. Копье ранит захватчика, и эта рана заставляет усомниться Ксеркса в своей божественной сущности. А войско спартанцев расстреливают окружившие его лучники персов. Героический эпик заканчивается.
Во время работы над сценарием З. Снайдер старался придерживаться оригинала и ввел лишь одного дополнительного персонажа: Диллиоса, который и рассказывает о подвиге спартанцев. Сделано это было не просто так, а ради того, чтобы можно было воссоздать фантастических существ, коими, в представлении Диллиоса, являлась армия персов. Видимо, режиссер «Рассвета мертвецов» не хотел выслушивать в свой адрес критику подобную той, какую пришлось выслушать автору комикса. Кстати, именно по причине того, что некоторые персы в ленте выглядят как уродцы-перебежчики из фильма П. Джексона «Властелин колец» в Иране лента не вышла в широкий прокат.
Съемки картины начались 17 октября 2005 года и почти целиком проходили на синем экране (90% материала), который был заполнен в период пост-продакшена. Специально для ленты создали процесс «The Crush», что дало возможность художникам регулировать контрастность и насыщенность теней и света, добиваясь необходимого эффекта картинки. Для процесса постпроизводства были привлечены более десяти компаний по созданию спецэффектов. Ведь, при воссоздании графического романа самое важное -это перенести атмосферу, попытаться приблизиться к стилистике автора, которая самобытна и уникальна. И команде З. Снайдера это удалось.
У режиссера-новичка Н. Мурро подспорье основательное: есть и нужные программы, созданные при производстве первой ленты; есть надежные и опытные в этом вопросе соратники; усовершенствованные технологии вроде «Motion captur», да и времени теперь у голливудцев на создании «цифровых» художеств уходит меньше, так что остается лишь одно сомнение: осилит ли Н. Мурро материал? Появится ли после просмотра трейлера у нас новая расхожая фраза, вроде:"«THIS IS SPARTAAA!». Если ничего не изменится, понять все нам удастся, где-то в 2013году.
Ноам Мурро