Итак, для тех, кто подзабыл, с чего начиналась история восхождения режиссера Сэма Рэйми, напомню, что в кино он попал благодаря своей полулюбительской, но крайне находчивой картине «Зловещие мертвецы» 1981 года, затем одна лента превратилась во франшизу, и та в свою очередь закончилась на фильме «Армия тьмы» 1992 года. И все бы так, да вот только по завершении работы уже было ясно, что мертвецы — существа не убиваемые и их возвращение так же неминуемо, как неминуем успех фильмов С. Спилберга. И вот, спустя годы пустых обещаний, измен дедайтам (существо, одержимое кандарийским демоном. Термин придумал Сэмом Рэйми) с «паукообразными» супергероями режиссер возвращается к истокам!
Давно забытый сценарий, написанный еще пару лет назад, достали из ящика, стряхнули пыль и пригласили сценаристку оскаровского «Джуно» и ужастика «Тело Джениффер» — Диабло Коуди. В ее задачи входит подправить основу, окинуть свежим взглядом и привнести что-то новенькое. Главное, чтобы сценаристка не превратила фильм в подобие своей предыдущей работы «Тело Дженифер»: пустую историю с банальными приёмами, где единственной ценностью (да и то сомнительной) была Меган Фокс-пожирательница юной мальчишеской плоти.
В кропотливом процессе воскрешения мертвечины не обойтись без опытных соратников. Поэтому, вместе с темными силами вернется и славный герой Брюса Кэпбелла – Эшли Джей Уильямс. На сегодняшний день, в списке значимых ролей актера только второстепенный персонаж из блокбастератого же С. Рэйми «Человек – паук: враг в отражении». Франшизастала звездным часом карьеры, так что сам Б.Кэмпбелл в проекте крайне заинтересован. И все, казалось бы, стало складываться: есть сценаристка- Д. Коуди, есть режиссер- С.Рэйми, есть главный герой- Б. Кэмпбелл, но нет. Ведь, мистер Рэйми становится у руля проекта не собирается и видит себя только в качестве продюсера. А режиссировать фильм будет дебютант Федерико Альварез. Уроженец Африки произвел на мастера «паучьих боев» такое впечатление свой короткометражной работой «Приступ паники», что С. Рэйми не только сделал его приемником в кресле режиссера франшизы, но и пригласил работать в свою кинокомпанию «The Ghost House». Вот так и подобрался полный состав для перезапуска истории демонических злодеяний.
Режиссер и его бессменный продюсер на всех частях ленты Роберт Тайперт объясняют свое желание сделать римейк триквэла тем, что в свое время у них не было возможности использовать такие потрясающие технологии, как сегодня. Им просто не терпеться напугать новое поколение подростков! Интересно, станут ли создатели «пугать» молодежь с помощью технологии 3D? Ради справедливости надо отметить, что в восьмидесятые годы возможности команды Рэйми-Тайперта действительно были ограниченны не только технологиями, но и весьма скромным бюджетом, да и неопытностью.
«Зловещие мертвецы» — это молодежный хоррор с лужами искусственной крови и горами отрезанных конечностей. Снимали фильм не в павильоне студии, а в реальной заброшенной хижине, которая сгорела спустя два года. Создателям фильма приходилось изощряться, например, так: в хижине небыло подвала. Поэтому сцены, где действия происходят в погребе, снимались то на вилле продюсера, то в гараже режиссера. Если Вас интересуют подробности съемок оригинальных фильмов, да и вообще тянет освежить память в этом вопросе, то вот Вам ссылочка на официальный сайт: http://www.deadites.net/ (англ.); Я же ограничусь беглым напоминанием событий оригинальных лент:
1981 год – «Зловещие мертвецы».
Молодые люди: Эш, Линда, Шерил, Скотти и Шелли приезжают в пустующую хижину, в лесах штата Теннеси, когда-то принадлежавшую ученому-археологу. В подвале домика они находят магнитофон с записью голоса владельца, а так же книгу и кинжал. Из записи молодые люди узнают, что книгу профессор нашел в руинаха Кандара и написана она человеческой кровью. Ее название звучит как «Некрономикон», что в переводе означает «Книга Мертвых». Древние письмена содержат заклинания призыва демонов и описания ритуалов темной магии. Проиграв запись с призывом потусторонних сил, они пробуждается, вселяясь в молодых людей и превращая в дедайтов. В финале ленты выживает лишь герой Б.Кэмпбелла, он уничтожает «Книгу мертвых», наступает рассвет.Но заканчивается картина тем, что камера, пролетая сквозь чащу лесов идом, как будто бы набрасывается на героя, символизируя тем самым оставшегося в нашем мире демона. Что приводит нас к событиям второй ленты.
1987г.-«Зловещие мертвецы 2».
Действие происходит сразу же после событий первой части, есть и семиминутная предыстория. Но из главных героев остаются только Эш и Линда. Герой возвращается в злополучную хижину. Линда превращается в дедайта. Эшу приходится ее убить и вновь вступить в схватку с демоническим врагом.
«Зловещие мертвецы 2» по предложению старого друга Рэйми – Скота Шпигеля снимались уже не как хорор, а комедийный ужастик, что, конечно же, сказалось и на используемых в фильме приемах, многие из которых позаимствованы из лент самого С. Шпигеля.
В процессе съемок фильма возникло несколько неувязок: компания правообладатель первой части не разрешила режиссеру использовать кадры из фильма. Их пришлось переснимать, но с урезанным актерским составом, так как в активе режиссера из первоначального состава остались только персонажи Эшли и Линды. Поэтому, вторая и третья части фильма игнорируют тот факт, что в первой было пять героев, а не два.
1992г.-«Зловещие мертвецы: Армия тьмы».
События третьей части по сюжетной линии и временному охвату разительно отличаются от первых двух частей. В этой серии герой Б.Кэмпбелла вновь находит злополучную книженцию, вступает в схватку со злом, теряет руку и переносится в Англию 14 века. В прошлом героя принимают за шпиона короля Генри Рыжего, захватывают в плен и отбирают оружие. После череды нелегких испытаний для Эша настает главное: из нескольких одинаковых книг ему нужно выбрать верную. Прочитать заклинание и таким образом спасти мир от гибели, ну и еще вернуться в свое время.
Для фильма было снято два варианта концовки. В первом Эш пробуждался в 2100 году в постапокалиптической Англии, потому что выпил не положенных шесть, а семь капель зелья. Фокус-группа такого финала не оценила и сняли второй вариант, где Эш все же возвращается в свое время и рассказывает о своих злоключениях продавщице магазина, после чего та интересуется: правильно ли Эш прочел заклинание, на что герой отвечает: «Да, вроде бы…» В магазине появляется ведьма, Эш с помощью «ремингтона» отправляет ее на тот свет, где ей и место. Герой целует слушательницу своего рассказа и…Theend.
Первая картина С. Рейми «Зловещие мертвецы» на сегодняшний день окупила свой скромный бюджет (350 тыс. долларов) в 60 раз и это при том, что в свое время, например, в Германии фильм запретили к общественным показам. Было написано множество комиксов, выпущены компьютерные игры, приобретены яростные фанаты. Так индийский режиссер Салим Раза в 2008 году выпусти свой неофициальный ремейк культовой ленты под названием «Злющие мертвецы». Для желающих увидеть своими глазами поющих дедайтов:http://straxland.ru/news/zljushhie_mertvecy_92_bach_ke_zara_2008_smotret_film_92_trejler_onlajn/2011-03-16-132
P.S.: Не дает покоя один вопрос: не сыграют ли появившееся финансовые и технологические возможности злую шутку с мертвецами С.Рэйми, превратив их в выпестованную, отполированную конфетку с пустотой вместо сочной начинки? Все же, определенное очарование «мертвецов» – это во многом именно их шероховатости и сюжетные неуклюжести… И открыт вопрос этот будет до премьеры фильма в 2013 году.
Дарья Новикова.